воскресенье, 21 декабря 2008 г.

 

Карийе.

Карийе.

Церковь монастыря Спасителя в Хоре, которая сейчас называется мечетью Карийе (Kariye), находится в довольно глухом районе, неподалеку от ворот Эдирнекапы (Edirnekapi) и руин Влахернского дворца.

Греческое "хора" (как и турецкое "карийе"), означает "пригород" или "загородная местность" и свидетельствует о почтенной древности обители: она была основана в IV или в самом начале V века далеко за пределами города Константина. Монастырь вошел в черту города только после постройки стен Феодосия. Впрочем, в ныне существующем здании церкви, сооруженном в конце XI века, никаких ранневизантийских следов не сохранилось.

Главное сокровище это небольшой церкови - это не архитектура, а мозаики и фрески, которыми храм был украшен между 1315 и 1321 годами.

Заказчиком росписей был великий логофет (первый министр) императора Андроника II Федор Метохит. Это был необычайно разносторонний человек - философ, знаток античности, литератор, астроном. Метохит был прихожанином Хоры, а под конец жизни принял здесь постриг. Мозаики и фрески - не единственный его вклад: в монастыре его стараниями была собрана одна из самых лучших библиотек Константинополя.

Внутри многократно перестроенная церковь кажется лабиринтом, но сориентироваться легко - вход с запада. Чтобы попасть в неф (собственно храм), увенчанный куполом на высоком световом барабане, необходимо миновать два поперечных вестибюля (нартексы). С южной (правой) стороны к храму примыкает придел - пареклесий. В нефе и нартексах - мозаики, в пареклесии - фрески.

Всю эту красоту интереснее, конечно, рассматривать не как попало, а в той последовательности, как задумал мудрец Метохит. В кассе музея (да и в любой сувенирной лавке города) можно купить подробный альбом-путеводитель, в котором указано, где именно размещен тот или иной сюжет.

Общий же принцип таков - монастырь был посвящен Христу и Богоматери, и это двойное посвящение отражено в программе росписей. Над входом - Богоматерь Влахернская с ангелами. В эксонартексе - детство Христацикл начинается в северной ячейке ("Сон Иосифа") и, обойдя по часовой стрелке весь эксонаретекс, там же и заканчивается ("Христос с Марией и Иосифом на Пасхе в Иерусалиме"). На сводах эксонартекса - чудеса Христовы, а над дверью, ведущей в нартекс -Христос Вседержитель.

В куполах нартекса - медальоны с изображением вседержителя и Марии с Младенцем, вокруг - предки Христа. на стенах, парусах и сводах - жизнь Богородицы (смотреть надо тоже по часовой стрелке, начиная с северной ячейки). Над входом в неф - сам Феодор Метохит в придворном одеянии и невероятном тюрбане склонился перед Христом с моделью храма в руках, слева и справа - аппостолы Петр и Павел. Перед этой дверью Феодор, согласно его завещанию, был похоронен в 1332 году. А чуть правее, в соседней ячейке, - знаменитый Деисус: Богоматерь перед христом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).

Войдя в неф, сразу обернитесь: на западной стене, над входом - дивной красоты Успение Богоматери. Помиом мозаик заслуживает внимания мраморная облицовка нижней части стен и сохранившиеся кое-где детали драгоценной каменной резьбы.

Централный сюжет росписи пареклесия - "Сошествие во ад" в апсиде: Христос выводит из гробов Адама и Еву. смущенный молодой человек за спиной Евы - ее первенец Каин. Дальше на запад - "Страшный суд", на стенах и сводах - ветхозаветные сюжеты и избранные святые. выбор сюжетов для росписей придела определяется назначением помещения: это погребальная капелла.


Комментарии:

Отправить комментарий





<< Главная страница

This page is powered by Blogger. Isn't yours?

Подпишитесь на каналы Сообщения [Atom]

Hosted by uCoz