вторник, 9 декабря 2008 г.

 

3.jpg

уральская домовая роспись из собрания Нижнесинячихинского музея





Старинное село с незатейливым названием Нижняя Синячиха издавна стоит возле дороги на Ирбит, в пятнадцати километрах от районного центра - города Алапаевска в Свердловской области (см. "Наука и жизнь" № 9, 1996 г.).











До недавнего времени вывеска на здании администрации музея сообщала посетителям о том, что они - гости Нижнесинячихинского музея-заповедника народного искусства и деревянного зодчества. Теперь появилась новая строка, гласящая, что окрестности села в пойме речки Синячихи - еще и заповедные места среднеуральс кого ландшафта. Над замыслом музея и его созданием Иван Данилович Самойлов работал несколько десятилетий, будучи главным инженером-землеустроителем Алапаевского района.











Каждый отпуск Самойлов проводил в поездках по стране; освоил опыт реставрации церквей в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, побывал в Витославлице под Новгородом, Соловецком монастыре, в других местах, славных старинным русским зодчеством.











В Суздале обучился тонкому искусству покрывать церковные главы сусальной позолотой.











Иван Данилович широко известен как коллекционер предметов народного искусства и быта, знаток уральской старины и этнографии, реставратор старинных строений. Самойловым и созданными им бригадами плотников, каменщиков, кровельщиков, художников-реставраторов буквально из руин поднят памятник архитектуры XVIII века - здание Спасо-Преображенской церкви, построенной на средства прихожан.











Десять лет шла реставрация изумительного по архитектурным пропорциям девятиглавого, 64-метровой высоты храма, сооруженного в стиле так называемого тобольского барокко. Одни лишь строительные леса перед реставрацией наружной его части возводились два года.











Сейчас на двух этажах возрожденного каменного храма, ставшего главным зданием музея-заповедника, разместились несколько десятков коллекций предметов народного быта и искусства, собранных И. Д. Самойловым за сорок лет и безвозмездно переданных им государству. Не только описание, но простое их перечисление поразит воображение.











…Вернемся к новой строке на вывеске Нижнесинячихинского музея-заповедника. В ней неспроста подчеркивается, что старинное (1680-го "года рождения") село на полпути от Верхотурья к Ирбиту - заповедное место среднеуральского ландшафта.











Окрестности Нижней Синячихи и вправду удивительно красивы. Но надо добавить, что примечатель ны не только природный, но и рукотворный ландшафт, та гармония, с которой вписались старинные дома и усадьбы в современность. И опять нельзя не восхититься бережным отношением к старине, энергией и упорством Самойлова "со товарищи".











Вот пример: без малого восемьдесят лет назад из-за напора весеннего половодья не выдержала стоявшая с демидовских времен заводская плотина на речке Синячиха, и пруд возле села "убежал". Теперь плотина восстановлена, а пруд - около двадцати гектаров водного зеркала, - как и прежде, украшает ландшафт вблизи Нижней Синячихи.











Берясь за эти заметки, автор загодя дал себе слово не злоупотреблять эпитетом "уникальный", хотя он уместен во многих эпизодах. Но удержаться от превосходных степеней хотя бы в трех случаях невозможно.











Итак, уникум первый. Это коллекция образцов уральской домовой росписи. В экспозицию вошли расписанные сказочно яркими цветами, травами, ягодами двери, простенки, целые стены и потолки крестьянских изб и домов, образцы расписной мебели и домашней утвари.











Изюминка экспозиции - "белая горница" в полном интерьере, перевезенная в музей из деревни Мезень Алапаевского района. Расписана чудо-горница мастерами из Тугулымского района в 1910 году.











Целые династии народных мастеров домовой росписи - потомков выходцев из северных областей европейской части России - исстари жили в поселках и деревнях по реке Кармак, на границе с Тюменской областью. Для тамошних народных живописцев, чаще всего скромно именовавших себя "красильщиками", домовая роспись стала своеобразным отхожим промыслом. Во многих селах и деревнях - на запад, восток, юг от Кармака - любили и привечали "петушатников", получивших прозвище из-за традиционного персонажа своих росписей. Например, в небольшой деревушке Чебаки Сухоложского района расписаны интерьеры всех тридцати деревенских изб и домов.











Уральская домовая роспись представляет собой редкостное явление, целый пласт народного творчества, а сама экспозиция, собранная и описанная И. Д. Самойловым, по заключению специалистов Московского НИИ художественной промышленности, сделанному еще в 1967 году, не имеет аналогов ни в одном из музеев мира. Экспонаты коллекции не только собраны, но зачастую просто спасены Иваном Даниловичем от уничтожения в 217(!) крестьянских домах восьми районов Свердловской области; на самом раннем из достоверно датированных образцов - расписной прялке - есть надпись: "1869 год".


Комментарии:

Отправить комментарий





<< Главная страница

This page is powered by Blogger. Isn't yours?

Подпишитесь на каналы Сообщения [Atom]

Hosted by uCoz